На стриминговом сервисе Netflix вышла третья по счету экранизация бессмертного произведения Ремарка, посмотрев которую зритель испытает дискомфорт как от ультра-реализма забытой войны, так и от актуальности антивоенного манифеста автора.
Германская империя, 1917 год. Преисполненные патриотизмом 19-летний Пауль Боймер и его друзья-одноклассники отправляются добровольцами на фронт, воспринимая войну как игру и не зная, что впереди их ждут только ужас и смерть.
Пожалуй, не найдется человека рожденного до миллениума, который хотя бы раз не прочитал «На Западном фронте без перемен» — главной книги Эриха Мария Ремарка и, возможно, главной антивоенной драмы ХХ века.
Новая экранизация – скорее, ремейк на предыдущий фильм Дэлберта Манна 1979 года, нежели киноадаптация литературного первоисточника. Но обо всём по порядку.
Книга произвела настоящий фурор, немецкая общественность была разделена на два лагеря: кто-то восторгался талантом и честностью Ремарка, другие обвиняли писателя в национал-предательстве, а молодой Голливуд в 1930 году снял «по горячим следам» оскароносную ленту режиссера Льюиса Майлстоуна.
Спустя год после премьеры фильма писатель обретет мировую известность и будет выдвинут на Нобелевскую премию мира, а спустя еще несколько лет, к тому времени уже эмигрировавший Ремарк, будет лишен немецкого гражданства по указке Йозефа Геббельса.
В разные годы в экранизациях «На Западном фронте без перемен», несмотря на казалось бы единый первоисточник, были по своему расставлены акценты, и тем интереснее приходится наблюдать за эволюцией уровней режиссуры и запросов поколений зрителей.
Немецкий режиссер Бергер, прекрасно зарекомендовавший себя в таких серьезных драматических проектах как «Патрик Мэлроуз» и «Ваша честь», столкнулся здесь с крайне тяжелой задачей сохранения антивоенной риторики литературного произведения и проработки исторической психотравмы немецкого общества. И, как истинный немец, Эдвард Бергер тут отдал предпочтение эффективности и порядку.
Окопная грязь тут словно скрипит песком на зубах, запах пороха жжет ноздри до тошноты, а лязг траков наступающих танков противника заставляет вжиматься в землю. В редкие минуты тишины между боями на зрителя обрушивается общим планом меланхоличное величие природы, отрешенно подчеркивающее всю хрупкость человеческой жизни перед вечностью.
Главный герой в исполнении Феликса Каммерера - словно сошедший со страниц книги Пауль, проходящий трансформацию из восторженного пропагандисткими речами идеалиста в отрешенную «пару сапог с винтовкой» и искалеченной душой.
Единственное знакомое лицо в картине – Даниэль Брюль (со-продюсер ленты), а сыгранный им Руководитель комиссии по перемирию Маттиас Эрцбергер фигура вполне реальная, но отсутствующая у Ремарка в произведении, и его появление в ленте ничем иным как попыткой примирения режиссера с историческим прошлым объяснить нельзя.
И тем не менее, Бергеру видимо не хватило в каком-то смысле творческой смелости пойти до конца, сохранив всех героев книги и их истории в своем фильме.
Как и не хватило смелости следовать не только духу, но и букве первоисточника – зритель не увидит ни краткой увольнительной Пауля, где до тыла новости с фронта доносятся сухими сводками «без перемен», ни солдатских идей по прекращению войны через спарринг глав государств и генералов «раз на раз».
Пережив войну и утратив иллюзии относительно того, что это благородное дело храбрых, Ремарк обнажил всю жестокую бессмысленность этого рукотворного ада на земле:
Это как лихорадка - никто ее не хочет, но иногда она случается.
Именно поэтому такие произведения будут актуальны всегда, чтобы напоминать нам время от времени, как мало отделяет нас порой от края пропасти.